 |
|
 |
Новости
06.01.2016
С 01 января 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств»
Добрый день, автолюбители и автовладельцы, а значит и страхователи.
С 01 января 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», далее по тексту Закон.
Изменения коснулись порядка урегулирования страхового случая, ценообразование страхового тарифа для временного въезда транспорта на территорию Республики Казахстан, пределов ответственности страховщика и порядка оценки размера вреда.
Давайте по порядку.
Так статья 17. «Права и обязанности страховщика» Закона (напоминаю, что страховщиком является страховая компания) была дополнена подпунктам 7-1) пункта 2 следующего содержания: «при обращении с письменным требованием о возмещении причиненного вреда в порядке, предусмотренном статьей 26-1 настоящего Закона, (страховщик обязан) произвести возмещение причиненного вреда в размере, порядке и сроки, установленные настоящим Законом;».
Подпункт 5) пункта 1 статья 18. «Права потерпевшего» был изложен в следующей редакции: «(потерпевший вправе) получить страховую выплату, а также возмещение причиненного вреда в порядке, предусмотренном статьей 26-1 настоящего Закона;». Таким образом, законодатель закрепил обязанность прямого страховщика производить возмещение причиненного вреда обратившемуся к нему потерпевшему или лицу, которые имеет право на возмещение вреда в связи со смертью потерпевшего, так называемое прямое урегулирование, при следующих условиях:
- между страховщиком и потерпевшим должен был быть заключен договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств;
- наличие страхового полиса у лица, по вине которого произошел страховой случай.
Однако, не каждому потерпевшему прямой страховщик обязан производить выплату. Если потерпевший не является собственником имущества, которому причинен вред, то страховщик имеет право отказать потерпевшему в выплате, и в этом случае потерпевшему необходимо обращаться к страховщику лица, по вине которого произошел страховой случай, так называемому «ответственному страховщику». Это закреплено абзацем вторым пункта 1 статьи 26-1. «Прямое урегулирование» Закона.
Наверное для читателя необходимо будет пояснить кто такие «прямой страховщик» и «ответственный страховщик». В 2007 году было принято решение о возможности осуществления прямого урегулирования страхового случая. Это когда страхователь, которому был причинен вред в результате дорожно-транспортного происшествия, и он стал потерпевшим по вине другого водителя, имеет право обратиться непосредственно в страховую компанию, в которой он застрахован, для получения возмещение причиненного ему вреда. Страховая компания, в которой застрахован потерпевший, является «прямым страховщиком». «Прямой страховщик» в свою очередь, после возмещения причиненного вреда своему страхователю (потерпевшему), обращается в страховую компанию (которая называется «ответственным страховщиком»), в которой застраховано виновное в ДТП лицо, за получением страховой выплаты. Введение данной процедуры во многом упростила получение страховой выплаты для потерпевших, которым не было необходимости искать офисы страховой компании, в которой застраховано виновное лицо.
В Закон были внесены изменения касающиеся определения стоимости страхового полиса для владельцев транспортных средств, временно въезжающих на территорию Казахстана. Так в пункте 5 статьи 19 Закона, коэффициент для такого транспорта был изменен с 2,96 на 4,4. Эта же статья была дополнена пунктом 14-1, которым устанавливается коэффициент, в зависимости от срока пребывания транспортного средства на территории Казахстана. При этом минимальный срок нахождения на территории Республики Казахстан устанавливается 15 дней, а не 5 дней как было ранее.
Например, если приобретение страхового полиса для временно въезжающего на территорию Казахстана до 01 января 2016 владельца легкового транспорта не старше 7 лет, со стажем вождения более 2 лет, составляло 319 тенге, то теперь минимальная премия составляет 7 412 тенге.
Подверглась редакции статья 24 Закона, которую переименовали с «Определение размера страховой выплаты» на «Пределы ответственности страховщика». Так в абзаце восьмом подпункта 1) пункта 1 данной статьи строка «Размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не менее 10 месячных расчетных показателей.» утратила силу. Прекращение действия данной нормы я считаю положительным аспектом для страхового рынка, так как ее применение часто приводило к возникновению споров между страховыми компаниями и потерпевшими, по причине того, что страховщики считали, что возмещаться должны фактические расходы на лечение потерпевшего. Применение же данной нормы, в большинстве случаев, вели к получению необоснованной выгоды потерпевшим, поскольку лечение проводилось на бюджетным программам, что нарушало один из основных принципов страхования, возмещение потерпевшему реального вреда в результате страхового случая.
Существенным изменением в Законе является отказ от оценки размера причиненного вреда независимыми экспертами. С 01 января 2016 года оценку размера вреда, причиненного имуществу, производит страховщик, в соответствии с нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан, что отражено в изменениях, внесенных в статью 22 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств».
Изменения коснулись и срока проведения оценки размера вреда, причиненного имуществу, с 7 до 10 рабочих дней. В течение этого срока, с момента подачи заявления об определении размера вреда страховщику, потерпевший, имуществу которого причинен вред, обязан сохранять имущество в таком состоянии, в котором оно находилось после транспортного происшествия, и предоставить возможность страховщику произвести осмотр имущества.
Если ранее страхователь (застрахованный) либо потерпевший были вправе самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта и страховщик обязан был возместить затраты на оценку, то теперь эта норма из Закона исключена.
Пунктом 5 статьи 22 Закона установлено, что при несогласии с результатами определенного страховщиком размера вреда потерпевший (выгодоприобретатель) вправе оспорить определенный страховщиком размер вреда в суде.
И здесь возникает вопрос, только ли в суде потерпевший (выгодоприобретатель) вправе оспорить размер вреда определенный страховщиком?
Подпункт 5-1) пункта 1 статьей 16 «Права и обязанности страхователя» и 18 «Права потерпевшего», дает право как страхователю, так и потерпевшему обратиться к страховому омбудсману для урегулирование вопросов, возникающих из договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. По моему мнению, определение размера вреда напрямую связанно с исполнением условий договора обязательного страхования. Таким образом, при возникновении спорного вопроса между потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком о размере вреда, определенного страховщиком, необходимо обратиться в офис страхового омбудсмана.
Страховой омбудсман приняв заявление и ознакомившись с приложенными документами, принимает решение о рассмотрении дела по существу либо в отказе в принятие заявления по обоснованной причине. Регламентом деятельности страхового омбудсмана установлен срок рассмотрения дела, который не может превышать одного месяца, в течение которого должно быть принято решение, хотя допускается продление установленного срока по мотивированным основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30-3 Закона решение страхового омбудсмана по взаимоотношениям между выгодоприобретателем и страховщиком обязательно для страховщика. Хотелось отметить, что урегулирование таких спорных вопросов осуществляется страховым омбудсманом на безвозмездной основе.
Всем автовладельцам - страхователям хочу пожелать лёгких ровных дорог, хорошей погоды, добрых попутчиков и что бы страховой полис не пригодился!
Все новости
|
 |